По мере развития в Беларуси рынка нежилой недвижимости растет спрос на так называемые офисные перегородки. В свою очередь производители, реагируя на эти изменения, предлагают все более совершенные конструкции и системы перегородок, позволяющие в оптимальные сроки и с минимальными затратами преобразовать пространство любого офиса, торгового или производственного помещения. Появление чуть более 10 лет назад на белорусском рынке сборно-разборных перегородок решило многие проблемы организации внутреннего пространства административных и торговых объектов. Считается, что правильно установленные перегородки уменьшают потребности в офисной площади на 20–25%, а их применение позволяет сэкономить на перепланировке и ремонте помещения до 30% средств.
Офисные перегородки делятся на стационарные, мобильные и трансформируемые (раздвижные). Как правило, это металлические модульные или каркасные конструкции, заполненные разнообразными материалами — от гипсокартона до стекла.
С помощью стационарных перегородок в офисе строится кабинетно-коридорная система. Такие конструкции по характеристикам мало уступают капитальным, отличаются высокой несущей способностью и звукоизоляцией, разграничивая помещение от пола до потолка. Перегородки могут быть как глухими, так и из прозрачных материалов. В последнем случае они часто оборудуются системами жалюзи. В такие перегородки могут встраиваться дверные блоки, кассовые окна, модули различного дизайна и функциональных свойств. Стационарные перегородки — неотъемлемая часть современных торговых центров и гипермаркетов, что обусловлено не только простотой монтажа, но и ажурностью конструкций.
Мобильные перегородки имеют высоту до 2 метров и часто используются в офисах открытой планировки (open space). Их главное назначение — ограничить визуальный контакт сотрудников в пределах помещения, второстепенное — обеспечить звукоизоляцию. Такие перегородки либо крепятся к мебели или стене, либо представляют собой самостоятельную конструкцию, иногда снабженную колесиками.
Раздвижные (трансформируемые) перегородки используются в конференц-залах и шоу-румах, где периодически возникает необходимость изменить площадь и функциональное назначение помещения. Модули могут складываться гармошкой, сдвигаться в сторону или транспортироваться по специальным направляющим в зоны паркинга.
Каркас перегородок обычно изготавливается из алюминия или стали. Первый вариант на 5–20% дороже. Как материал сталь более прочна, но алюминиевому профилю можно придать более сложную форму сечения, что значительно повышает его несущую способность. Считается, что эстетика алюминия на порядок выше, поэтому им обычно отделываются перегородки в офисах классов «A» и «B». Последние 6–7 лет количество объектов, при строительстве которых применяются системы и конструкции из алюминиевого профиля, постоянно растет. Особенно удобно применение алюминиевых перегородок для арендаторов: их легко разобрать «по винтику», забрать с собой при переезде и смонтировать на новом месте.
В настоящее время в Беларуси услугами по установке перегородок и их поставками занимается множество фирм. Но почти все они предлагают импортную (преимущественно российскую) продукцию. Среди известных фирм-импортеров — компании «Белфоникс», «Интеррол», «Алюмил», «Наяда» и другие.
Первым и, к сожалению, пока единственным отечественным разработчиком и производителем систем внутренних алюминиевых перегородок является предприятие «МСК Профиль» (впрочем, как сообщили корреспонденту «БР» специалисты этой фирмы, в ближайшее время на рынок также выйдет компания «Алюмин Техно»).
Главное преимущество систем профилей МСК — универсальность и простота применения, оптимальное соотношение цены и качества. А благодаря тому, что алюминиевые профили экструдируются в Беларуси, они всегда присутствуют на складе производителя. К достоинствам системы можно отнести технологию быстрой сборки-разборки перегородок из заранее заготовленных модулей, что позволяет в течение нескольких часов смонтировать изделия на объекте. К примеру, на площади около 100 кв. м монтаж стационарных перегородок можно осуществить всего за день. Профили экструдируются из высококачественного алюминиевого сплава. Благодаря тщательно продуманной геометрии изделия из данных профилей вписываются в любые архитектурные стили, что позволяет создавать помещения различного назначения: офисные, учебные, производственные, встроенные павильоны в торговых комплексах, местах отдыха и развлечений и т. д.
К дополнительным особенностям системы МСК, расширяющим возможности применения, относится ее унификация по посадочным размерам с системой профилей СПЛ-14, выпускаемой ЗАО «Русский алюминий».
Возможно изготовление перегородок глухих, комбинированных, полностью светопрозрачных (с двойным или одинарным остеклением), с жалюзи и без них. Глухие могут заполняться любым материалом толщиной до 13 мм: гипсокартонными панелями, окрашенными или с виниловым покрытием, ламинированным ДСП, МДФ, различными видами пластика. Для повышения звукоизоляции внутреннее пространство между панелями заполняется минеральной ватой.
Монтаж перегородок на объекте осуществляется из предварительно собранных блоков, в которые может быть уже частично вставлено заполнение. Блоки соединяются между собой путем защелкивания друг в друга. Если этот вариант невозможен, то сборку можно осуществить на месте при помощи соединительных уголков из заранее заготовленного профиля. Кроме этого, уголки применяются для соединения элементов системы МСК с профилями иных совместимых систем.
Среди других преимуществ системы — простота изготовления, оптимальный набор комплектующих и отсутствие специальных инструментов, что удешевляет конструкцию. Ее прочность и надежность обеспечивается увеличением монтажной глубины до 84 мм.
Что же касается спроса, то, судя по различным оценкам, около 20% приходится на мобильные и раздвижные перегородки (высотой 1,5–2 м), остальные 70–80% — на стационарные. Такое соотношение объясняется тем, что принцип открытого пространства (open space) при создании офисов пока еще не получил в Беларуси массового распространения. Но это явление временное. Необходимость оптимизировать бизнес-процессы вынуждает белорусские фирмы все активнее внедрять у себя западные технологии менеджмента, особое место в которых отводится open space. И спрос на мобильные и раздвижные перегородки в дальнейшем будет расти.
Неизбежно увеличение спроса и на стационарные перегородки — в первую очередь за счет расширения области их применения, увеличения численности бизнес-центров, крупных торговых и развлекательных комплексов, административных и иных объектов. К тому же специалисты «МСК Профиль» прогнозируют развитие в Беларуси такого направления, как сдача объектов в состоянии Shell and Core (отсутствие планировки как таковой, отделка только мест общего пользования), что будет способствовать еще более активному увеличению спроса на стационарные перегородки.