Профессиональная организация офиса – это лицо и визитная карточка компании, представление бизнес-идеи и основных направлений деятельности фирмы посредством адаптации интерьера, архитектурных и ландшафтных форм.
Согласно положениям современного психодизайна, окружающая обстановка способна стимулировать или разрушать созидательную активность человека, активизировать творческий процесс, влиять на результативность работы.
Принципы организации офисного пространства находится в тесной связи с адаптацией интерьера, архитектурных и ландшафтных форм к потребностям конкретного человека, его психологическим особенностям, специфике сферы деятельности предприятия.
На сегодняшний день существует три подхода к организации офисного пространства: американский, европейский и японский подходы.
Американский подход, сложившийся в 50-е годы 20 века в США, основан на принципе так называемого plan office – пространство офиса максимально открыто, а структурирование офисного пространства и организация рабочих мест производится с помощью корпусной мебели – шкафов, стеллажей, рабочих мест, а также офисных перегородок различных видов – трансформируемые, мобильные и быстромонтируемые. Распространена тенденция исполнения стойки рецепшн в фирменных цветах компании, использование объемного логотипа или его элементов.
Характерные черты этого подхода – минимализм в отношении мебели, активное использование корпоративных цветов и символики, логотипом и брэндов компании, ориентация на коммерческих успех, отсутствие элементов живописи, украшений офиса. Организация кабинетов для директора и руководителей в рамках данного подхода предполагает использование отдельных кабинетов либо зонирование помещений либо возведение каркасных или модульных (разборных) перегородок между полом и потолком. Применение этого подхода в организации современного офисного пространства Вы можете увидеть в банках, офисах мобильных операторов, офисах крупных международных компаний.
Европейский подход к организации офисного пространства, также, как и американский, основывается на концепции открытого пространства. Значимым отличием является то, что в планировке офисного пространства присутствует много изолированных комнат различного функционального назначения: переговорные комнаты, комнаты отдыха, комнаты для структурных подразделений. Офис в европейском стиле предполагает сочетание современных тенденций дизайна, например, хай-тек стиля, минимализма, функциональности и элементов декора. В «европейском» офисе можно встреть как оформление помещения с помощью декоративных ваз, современной живописи, так и использование необычных фактур, декорирование тканью, гравировку на стеклянных дверях, многофункциональную, либо, наоборот, эргономичную мебель, оформление офиса только с использованием экологичных материалов.
Японский подход предполагает открытый офис, организованный по принципам трудовой иерархии, а также рационального использования рабочего пространства. Размер пространства, отведенный для сотрудника, четко регламентирован и зависит от занимаемой должности. Для руководящих должностей места в центре офисного пространства, лицом к подчиненным, с тем, чтобы иметь возможность визуально контролировать ход работы своих подчиненных. Японский подход к организации офисного пространства не предполагает использование офисных перегородок. В целом, такой подход не очень распространен на территории СНГ. Офисы традиционных японских компаний, приходящих на европейский рынок, чаще всего представляют собой европейски стилизованный помещения.
Многие компании, особенно использующие здания старой планировки, часто вынуждены сталкиваться с так называемым «советским» стилем в организации офисного пространства. Этот стиль представляет собой кабинетную систему – пространство организации разделено на сеть небольших кабинетов, где работают 6-8 сотрудников.
Современные тенденции также предполагают возможности организовать работу сотрудников в онлайн-среде – создать т.н. виртуальный офис. Такой офис предполагает возможность ведения бизнеса, используя исключительно телекоммуникационные возможности Интернета.